order@moscowneon.ru
0
Неоновые вывески на заказ
order@moscowneon.ru
0
Неоновые вывески на заказ

Неновые вывески как отражение эпохи модерна: взгляд Луиса де Миранда

Изобретатель неоновых вывесок Жорж Клод
Летом 1898 г. шотландский химик сэр Уильям Рамзи сделал открытие, которое впоследствии определило облик ночного парижского Мулен Руж, Лас-Вегас-Стрип и нью-йоркской Таймс-сквер. Взяв за точку отсчета температуру кипения аргона, Рамзи и его коллега Моррис В. Траверс выделили еще три благородных газа и дали им запоминающиеся греческие названия: неон, криптон и ксенон. При этом самому известному из трио - неону - ученые дали название, которое переводится как "новый". Это открытие стало основой, на которой французский инженер Жорж Клод в течение следующего десятилетия создавал новую форму освещения. Он сконструировал стеклянные трубки, в которых через неон проходил электрический ток, и получил лампы с ресурсом больше 1000 часов.

В книге «Бытие и неон» (L'être et le Néon), переведенной на английский язык Майклом Уэллсом в 2012 г., философ Луис де Миранда излагает историю неонового освещения как артефакта и метафоры. Книга «Бытие и неоновость», как она называется в английском издании, не является типичной историей материала. В ней нет фотографий. Даже приведенный де Мирандой пример неоновой вывески гастронома, замеченной в Париже, воссоздан типографским способом: текст написан заглавными буквами, а границы вывески оформлены черточками, как это можно было бы сделать в Twitter. Поклонники отреставрированных отелей Майами-Бич в стиле ар-деко и калифорнийских кегельбанов могут быть разочарованы отсутствием глянцевых исторических изображений. Тем не менее де Миранда убедительно доказывает, что неон - это символ грандиозных амбиций а XX века.

Книга Луиса де Миранды о неоновых вывесках
В своем предисловии де Миранда прекрасно раскрывает понятие неонового освещения как иконы 1900-х годов: "Когда мы слышим слово "неон", в голове возникает образ: сочетание света, цветов, символов и стекла. Этот образ сам по себе является настроением. Он несет в себе атмосферу. Он говорит ... о сути городов, о поэзии ночей, о XX веке". Когда неоновые лампы дебютировали в Европе, они казались ослепительно футуристичными. Но к 1960-м годам их хрипловатая физическая форма начала выходить из употребления, в частности, благодаря широкому использованию пластика для флуоресцентных вывесок. Неоновые вывески существуют и сегодня, хотя их затмили более новые технологии, такие как цифровые рекламные щиты, но они по-прежнему остаются очаровательно аналоговыми: Вывески должны изготавливаться вручную, поскольку нет экономически эффективного способа их массового производства.

В 1910-х годах в Париже, как раз в то время и в том месте, где создавались первые великие произведения модернизма, появилась и неоновая реклама. Де Миранда рассказывает об изобретательности, проявившейся в столице Франции сто лет назад: кубизм Пабло Пикассо, радикально деконструированная мода Коко Шанель, поток сознания Гертруды Стайн, музыка Клода Дебюсси - все это предвещало новый век культуры для Европы и всего мира.


На фоне этого художественного подъема Жорж Клод представил в декабре 1910 г. на Парижском автосалоне неоновые лампы, закрепленные на фасаде здания. Лампы светились оранжево-красным светом, поскольку неон сам по себе создает этот цвет. Неоновое освещение - это общий термин, описывающий технологию использования стеклянных трубок, внутри которых находится газ или химические вещества, способные светиться под действием электричества. Например, для получения белого цвета в неоновом производстве используется углекислый газ, а для получения синего - ртуть. В то время Клод признавал, что неон не дает идеального цвета для стандартной лампочки, и настаивал на том, что он не представляет коммерческой угрозы для ламп накаливания.

Первая неоновая реклама в США
Однако именно то качество, которое сделало неоновые светильники неудачным выбором для внутреннего освещения, сделало их идеальным вариантом для вывесок, отмечает де Миранда. Первая неоновая вывеска была включена в 1912 г., рекламируя парикмахерскую на парижском бульваре Монмартр, а со временем неоноые вывески стали использовать кинотеатры и ночные клубы. В течение 1920-х годов Клод обладал монополией на неоновое освещение, но утечка коммерческой тайны и истечение срока действия ряда патентов нарушили его контроль над быстро развивающейся технологией.


В последующие десятилетия неоновое свечение и яркие цвета превратили обычные здания и поверхности в круглосуточные рекламные щиты для больших и малых компаний, которые хотели создать впечатление, что они всегда открыты. Первые примеры использования неона в США появились в Лос-Анджелесе, где компания Packard Motor Car Company заказала два больших сине-оранжевых знака Packard, которые буквально останавливали движение, так как отвлекали внимание автомобилистов. Подсветка также активно использовалась на Чикагской выставке "Век прогресса" в 1933 г. и на Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке. На последней из них массивная неоновая вывеска с надписью FUTURAMA освещала путь к выставке General Motors, провозглашавшей "Мир завтрашнего дня".

Американский музей неоновых вывесок
Де Миранда отмечает, что не только бизнес воспользовался способностью неона эффективно распространять информацию. К середине века подсветка стала использоваться в более политических целях. "В 1960-х годах Советский Союз провел масштабную "неонизацию" столиц стран Восточного блока, чтобы подражать капиталистическим мегаполисам", - пишет де Миранда. "Поскольку в польской столице [потребительские магазины были редкостью, они не стеснялись освещать фасады общественных зданий". Другими словами, в отличие от использования более очевидных форм пропаганды - плакатов и лозунгов, массовое внедрение неоновой подсветки было способом заставить жителей коммунистических городов увидеть окружающую их среду с блеском и ночным шиком крупных западных столиц.
Старые неоновые вывески
Примерно в это же время неон начал выходить из употребления благодаря более дешевым и менее трудоемким альтернативам. Кроме того, глобальный экономический спад 1970-х годов привел к тому, что старые, мерцающие неоновые вывески, которые, возможно, их владельцы не могли позволить себе починить или заменить, стали выглядеть как символы упадка. Там, где раньше такие вывески были изысканны и новы, теперь они выглядят устаревшими и даже пошлыми.

Де Миранда понимает эту эволюцию, увеличивая масштаб и рассматривая 1900-е годы как "неоновый век". Автор проводит параллель между физической формой неоновых ламп, которые, по сути, являются контейнерами для электризованных газов, и стеклянной капсулой, предполагая, что они представляют собой своего рода послание в бутылке времен до Первой мировой войны. "С тех пор [неоновые лампы] стали свидетелями всех трансформаций, которые привели к созданию мира, в котором мы живем", - пишет де Миранда. "Сегодня они, кажется, сохраняют гибридный статус, находясь где-то между свалками и музеями, в отличие от самих европейских столиц".

Еще один признак гибридности неона: его устаревание началось как раз тогда, когда некоторые современные художники начали использовать лампы в своих скульптурах. Работа Брюса Наумана "Мое имя, написанное на поверхности Луны" 1968 г. высмеивает космическую гонку - еще один символ технологических инноваций XX в., момент которого уже прошел. В работе использованы синие "неоновые" буквы (на самом деле ртутные), которыми строчными буквами написано имя "Брюс", причем каждый символ повторяется несколько раз, как бы передавая медленную речь человека в открытом космосе. Британская художница Трейси Эмин создала скульптуры, напоминающие неоновые конфеты ко Дню святого Валентина: Они читаются как аляповатые и сентиментальные конфеты с розовыми рамками в форме сердца, которые окружают синие фрагменты текста. Опираясь на вызывающее ностальгию свойство неона, послания скульптур напоминают диалоги из старомодных фильмов: "Ты любил меня, как далекую звезду" и "Поцелуй был прекрасен".

Национальный музей неоновых вывесок